Вильгельм Рихард Вагнер

Немец­кий ком­по­зи­тор, дири­жер. Вели­чай­ший рефор­ма­тор опе­ры, ока­зав­ший зна­чи­тель­ное вли­я­ние на евро­пей­скую музы­каль­ную куль­ту­ру, осо­бен­но в раз­ви­тии опер­но­го и сим­фо­ни­че­ско­го жанров

Уильям Рихард Вагнер

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Лейп­циг, Гер­ма­ния Дата рож­де­ния: 22 мая 1813 Умер: 13 фев­ра­ля 1883 (д 69 лет) Знак зоди­а­ка: Близ­не­цы Обра­зо­ва­ние: Лейп­циг­ский уни­вер­си­тет Женат: Кози­ма Ваг­нер, Мин­на Пла­нер Дети: Зиг­ф­рид Ваг­нер, Ева фон Бюлов, Изоль­да Ваг­нер Фото 1 из 10 

Уильям Рихард Вагнер

Рихард Ваг­нер игра­ет Матиль­ду Везендонк 

Уильям Рихард Вагнер

Пер­вая жена Ваг­не­ра Мин­на Планер 

Уильям Рихард Вагнер

Р. Ваг­нер в молодости 

Уильям Рихард Вагнер

Ком­по­зи­тор с женой Кози­мой Ваг­нер и сыном Зигфридом 

Уильям Рихард Вагнер

Уильям Рихард Вагнер

Уильям Рихард Вагнер

Уильям Рихард Вагнер

Рихард Ваг­нер в молодости 

Уильям Рихард Вагнер

Уильям Рихард Вагнер

Аль­берт, Йозеф Рихард Ваг­нер с дру­зья­ми и поклон­ни­ка­ми перед пре­мье­рой «Три­ста­на» в Мюн­хене, 1865 г 

Рихард Вагнер — биография

Виль­гельм Рихард Ваг­нер — немец­кий ком­по­зи­тор XIX века, веду­щий нова­тор, воз­ро­див­ший жанр опе­ры, дав ему вто­рую жизнь, изме­нив фор­му, фак­ту­ру и под­ход к созда­нию мас­штаб­ных клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний. Еще одним направ­ле­ни­ем твор­че­ства извест­но­го ком­по­зи­то­ра были симфонии.

Вклад Ваг­не­ра в музы­ку был и оста­ет­ся неоспо­ри­мым. Его про­из­ве­де­ния, мас­штаб­ные, про­ни­зан­ные пате­ти­че­ски­ми моти­ва­ми, поль­зу­ют­ся боль­шой попу­ляр­но­стью у совре­мен­ных музы­кан­тов и режис­се­ров. Более того, мно­гие при­е­мы ком­по­зи­то­ра ста­ли клас­си­кой, кото­рую пере­ни­ма­ют новые поко­ле­ния композиторов.

Несмот­ря на огром­ный вклад в искус­ство, Ваг­нер оста­ет­ся неод­но­знач­ной фигу­рой. Широ­ко извест­но, что ком­по­зи­тор при­дер­жи­вал­ся жест­ких и наци­о­на­ли­сти­че­ских взгля­дов, был ярым антисемитом.

Он не стес­нял­ся пуб­лич­но гово­рить о сво­их пред­по­чте­ни­ях, оста­вив после себя доста­точ­но солид­ное жур­на­лист­ское насле­дие. Сам Адольф Гит­лер, боль­шой поклон­ник твор­че­ства ком­по­зи­то­ра, не пре­ми­нул вос­поль­зо­вать­ся музы­кой Ваг­не­ра, а так­же его пред­став­ле­ни­я­ми о пре­вос­ход­стве немец­кой нации.

Из-за анти­гу­ман­ных взгля­дов, поли­ти­че­ской пози­ции, а так­же, хотя и кос­вен­но, но все же важ­ной роли в раз­ви­тии немец­ко­го наци­о­нал-соци­а­лиз­ма, анти­гу­ман­но­го поли­ти­че­ско­го строя ком­по­зи­то­ра мно­гие не любят. А в Изра­и­ле его твор­че­ство и вовсе под неглас­ным, но стро­гим запретом.

  • Дет­ство и юность
  • Твор­че­ство
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Спи­сок всех про­из­ве­де­ний Рихар­да Вагнера 
    • опе­ры
    • Сим­фо­ни­че­ские и хоро­вые произведения
    • Фор­те­пи­ан­ные произведения
    • Вокаль­ные про­из­ве­де­ния, пес­ни и романсы
    • Лите­ра­тур­ные произведения

Детство и юность

Буду­щий ком­по­зи­тор Рихард Ваг­нер родил­ся 22 мая 1813 года в Лейп­ци­ге. Семья писа­те­ля была боль­шой, сам он был млад­шим сре­ди 5 сестер и 4 братьев.

Роди­те­ли музы­кан­та не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к твор­че­ству. Отец, Карл Фри­дрих Ваг­нер, зани­мал­ся госу­дар­ствен­ной дея­тель­но­стью, слу­жил в поли­ции. У деда была неболь­шая бюро­кра­ти­че­ская долж­ность на таможне.

Мать Ваг­не­ра, Иоган­на Рози­на, была доче­рью про­сто­го мель­ни­ка. Она не полу­чи­ла широ­ко­го систе­ма­ти­че­ско­го образования.

через 6 меся­цев после рож­де­ния ком­по­зи­то­ра умер отец семей­ства. Жен­щи­на оста­лась одна с 9 детьми и без денег. Поли­цей­ская пен­сия покой­но­го мужа едва покры­ва­ла основ­ные потребности.

Уильям Рихард Вагнер

Р. Ваг­нер в молодости 

Мать Ваг­не­ра нена­дол­го овдо­ве­ла. Менее чем через несколь­ко лет он женил­ся во вто­рой раз. Отчи­мом буду­ще­го ком­по­зи­то­ра был Людвиг Гей­ер, кото­рый зани­мал­ся актер­ским мастерством.

В 1828 году юно­ша посту­пил в шко­лу Свя­то­го Нико­лая, одно из круп­ней­ших гума­ни­тар­ных заве­де­ний Гер­ма­нии, а в 1830 году стал уче­ни­ком шко­лы Свя­то­го Фомы.

Уже в это вре­мя Ваг­нер стал куль­тур­ным и уче­ным чело­ве­ком. Он был зна­ком с клас­си­че­ской немец­кой лите­ра­ту­рой, любил опе­ру и сим­фо­ни­че­скую музы­ку. Его инте­ре­со­ва­ли тру­ды фило­со­фов, его инте­ре­со­ва­ли поли­ти­че­ские вопросы.

При­мер­но в то же вре­мя юно­ша захо­тел стать ком­по­зи­то­ром. Моло­дой чело­век овла­дел аза­ми пись­ма. В этом ему помо­гал К. Вебер, частый гость в доме Ваг­не­ра. Одна­ко фор­маль­ных зна­ний и навы­ков ему по-преж­не­му не хватало.

Творчество

Что­бы ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие под­го­тов­ки, еще в школь­ные годы ком­по­зи­тор начал зани­мать­ся гар­мо­ни­ей у Кри­сти­а­на Мюл­ле­ра. Брал допол­ни­тель­ные заня­тия у дири­же­ра цер­ков­но­го оркест­ра Т. Вейнлинга.

Про­из­ве­де­ния Ваг­не­ра вско­ре при­нес­ли пер­вые пло­ды. Моло­дой чело­век отли­чил­ся неза­у­ряд­ны­ми музы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, и уже в 1831 году в Лейп­ци­ге было испол­не­но его пер­вое про­из­ве­де­ние — увер­тю­ра си-бемоль мажор. Ком­по­зи­ция не дошла до наших дней, она без­воз­врат­но утеряна.

Уильям Рихард Вагнер

Рихард Ваг­нер в молодости 

В том же году Рихард Ваг­нер посту­пил в Лейп­циг­ский уни­вер­си­тет. В сту­ден­че­ские годы юно­ша изу­чал пись­мо, тео­рию музы­ки. В то же вре­мя, когда он посе­щал лек­ции по фило­со­фии, он заин­те­ре­со­вал­ся поли­ти­че­ски­ми идеями.

Имен­но здесь фор­ми­ро­ва­лись его взгля­ды, кото­рые в даль­ней­шем ста­ли пре­пят­стви­ем для оцен­ки лич­но­сти и дея­тель­но­сти зна­ме­ни­то­го композитора.

Зани­ма­ясь гума­ни­тар­ны­ми нау­ка­ми, Ваг­нер не забы­вал и о музы­ке. Он быст­ро про­грес­си­ро­вал, рас­кры­вая свои талан­ты, и уже в 1832 году роди­лась его сим­фо­ния до мажор. Менее чем через год пье­са была постав­ле­на ​​в его род­ном Лейпциге.

сим­фо­ния до мажор 

В сере­дине 1930‑х карье­ра Ваг­не­ра была на подъ­еме. По пред­ло­же­нию стар­ше­го бра­та ком­по­зи­тор устро­ил­ся в Вюрц­бург­ский театр, где рабо­тал репе­ти­то­ром. В то же вре­мя ком­по­зи­тор рабо­тал над новым про­из­ве­де­ни­ем — опе­рой «Хадас», кото­рая, одна­ко, не полу­чи­ла широ­кой попу­ляр­но­сти в пер­вые годы сво­е­го суще­ство­ва­ния. В про­из­вод­ство его не приняли.

В это же вре­мя Р. Ваг­нер опуб­ли­ко­вал первую в сво­ей твор­че­ской дея­тель­но­сти ста­тью по теме и тео­рии немец­кой музыки.

Уильям Рихард Вагнер

В 1834 году ком­по­зи­тор пере­ехал в Маг­де­бург, где было боль­ше воз­мож­но­стей. Не для чего было жить. Одна­ко Ваг­нер не соби­рал­ся ухо­дить в отстав­ку. Что­бы хоть как-то утвер­дить­ся на новом месте, он влез в долги.

Автор под­го­то­вил две рабо­ты. Опе­ра «Запрет­ная любовь» и увер­тю­ра «Правь, Бри­та­ния!». Но став­ка не сра­бо­та­ла: ком­по­зи­тор был нико­му не нужен, и его новый твор­че­ский поиск не удался.

Слу­шай, правь Бри­та­ни­ей! — Ансамбль Дэви­да Мура на Яндекс.Музыке

Разо­ча­ро­ва­ние в рабо­те, а так­же боль­шие дол­ги выну­ди­ли Ваг­не­ра бежать из Маг­де­бур­га. Неко­то­рое вре­мя он скры­вал­ся в доме сво­ей стар­шей сест­ры. Затем начал­ся пери­од ски­та­ний, кото­рый длил­ся несколь­ко лет.

В 1838 году ком­по­зи­тор пере­ехал в Ригу. Здесь он пытал­ся най­ти свое место в теат­ре. Одна­ко ядо­ви­тая атмо­сфе­ра и бес­ко­неч­ная интри­га сце­ны застав­ля­ли его напирать.

Из Риги Ваг­нер отпра­вил­ся в Лон­дон, а отту­да в Париж, где посе­лил­ся на 2 пол­ных года. Несмот­ря на финан­со­вые труд­но­сти, имен­но во Фран­ции ком­по­зи­тор добил­ся пер­вых серьез­ных успехов.

Полез­ные зна­ком­ства сыг­ра­ли важ­ную роль в его про­дви­же­нии. Ваг­нер уста­но­вил свя­зи с важ­ны­ми и авто­ри­тет­ны­ми музы­кан­та­ми, сре­ди кото­рых было мно­го немец­ких эми­гран­тов, в том чис­ле Д. Мей­ер­бер и др.

В Пари­же писа­тель имел честь позна­ко­мить­ся с Экто­ром Бер­ли­о­зом. За вре­мя жиз­ни за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии Ваг­нер напи­сал увер­тю­ру к «Фаусту» и часть опе­ры «Лету­чий гол­лан­дец», а так­же несколь­ко новых произведений.

Слу­шать Wagner: Faust Overture – Bamberger Symphoniker на Яндекс.Музыке

Неза­дол­го до это­го ком­по­зи­тор завер­шил рабо­ту над боль­шой опе­рой «Риен­ци». Он воз­ла­гал боль­шие надеж­ды на свое новое дети­ще, вкла­ды­вая в него мно­го вре­ме­ни и сил.

На этот раз судь­ба была бла­го­склон­на к писа­те­лю. В 1841 году Рихард Ваг­нер узнал, что его опе­ра при­ня­та к поста­нов­ке в Дрездене.

При­е­хав в город, ком­по­зи­тор столк­нул­ся с рядом труд­но­стей. Несмот­ря на фор­маль­ное согла­сие, никто не горел жела­ни­ем ста­вить свою рабо­ту на сцене.

Уильям Рихард Вагнер

Пар­ти­ту­ра к опе­ре была слиш­ком необыч­на и стран­но состав­ле­на, что не понра­ви­лось музы­кан­там. Режис­сё­ров не устро­и­ла сама фак­ту­ра мело­дии. Им пока­за­лось, что фраг­мен­ты опе­ры слиш­ком длинные.

Арти­сты не хоте­ли гото­вить костю­мы. А те, кто отве­чал за финан­си­ро­ва­ние поста­нов­ки, не хоте­ли вкла­ды­вать­ся в твор­че­ство мало нуж­но­го и прак­ти­че­ски нико­му не извест­но­го композитора.

Несмот­ря на это, Ваг­нер не сда­вал­ся. Ценой огром­ных уси­лий ему уда­лось добить­ся поста­нов­ки опе­ры на дрез­ден­ской сцене. Пре­мье­ра состо­я­лась 20 октяб­ря 1841 года. «Риен­ци» про­из­вел фурор.

Слу­шать Wagner: Rienzi, WWV 49 – Overture – Vienna Philharmonic на Яндекс.Музыке

Закре­пить свой три­умф писа­тель смог в 1843 году, когда на сцене была постав­ле­на ​​его опе­ра «Лету­чий гол­лан­дец». Она про­дер­жа­лась все­го несколь­ко выступ­ле­ний. Одна­ко две круп­ные рабо­ты при­нес­ли Ваг­не­ру неве­ро­ят­ную известность.

Слу­шай­те Der fliegende Hollander (The Flying Dutchman) Рихар­да Ваг­не­ра на Яндекс.Музыке

В какой-то момент мало­из­вест­ный ком­по­зи­тор стал музы­каль­ной ико­ной сво­е­го вре­ме­ни. Ваг­нер полу­чил долж­ность при­двор­но­го дири­же­ра, что было боль­шим достижением.

Широ­кая попу­ляр­ность не про­шла даром. Акти­ви­зи­ро­ва­лись ста­рые кре­ди­то­ры, от кото­рых Ваг­нер бежал года­ми. Одна­ко мате­ри­аль­ное поло­же­ние учи­те­ля поз­во­ли­ло ему рас­про­щать­ся с финан­со­вы­ми обя­за­тель­ства­ми и вер­нуть­ся к нор­маль­ной жизни.

Полу­чив долж­ность дири­же­ра при­двор­но­го оркест­ра, ком­по­зи­тор начал актив­ную рефор­ма­тор­скую дея­тель­ность. Он пытал­ся модер­ни­зи­ро­вать как под­ход к про­из­во­ди­тель­но­сти, так и орга­ни­за­ци­он­ные аспек­ты. Он пытал­ся улуч­шить жизнь сво­их подчиненных.

Его неза­ви­си­мость вызва­ла боль­шое недо­воль­ство сре­ди выс­ших чинов­ни­ков. А когда Ваг­нер стал пуб­лич­но высту­пать на поли­ти­че­ские темы, его уволили.

Это никак не отра­зи­лось на поло­же­нии и ста­ту­се вели­ко­го ком­по­зи­то­ра и любим­ца мил­ли­о­нов слу­ша­те­лей. Опе­ры «Лету­чий гол­лан­дец», «Тан­гей­зер» и «Риен­ци» шли по всей Гер­ма­нии. Так про­дол­жа­лось до нача­ла 1849 года.

Слу­шай­те Tannhauser – Wagner – Richard Wagner на Яндекс.Музыке

Вес­ной про­изо­шло Дрез­ден­ское вос­ста­ние, одно из собы­тий рево­лю­ции в Сак­со­нии. Ваг­не­ра подо­зре­ва­ли в свя­зях с про­те­сту­ю­щи­ми ради­ка­ла­ми. Через зна­ко­мых учи­тель узнал, что вла­сти уже под­го­то­ви­ли ордер на его арест. Ком­по­зи­тор спеш­но поки­нул Гер­ма­нию и пере­ехал в Цюрих.

Нахо­дясь в вынуж­ден­ной ссыл­ке, Рихард Ваг­нер взял пере­рыв и актив­но не писал. Он раз­ра­бо­тал новый под­ход к созда­нию опер, соб­ствен­ную кон­цеп­цию творчества.

Уильям Рихард Вагнер

Парал­лель­но ком­по­зи­тор зани­мал­ся жур­на­ли­сти­кой. Из-под его пера вышло несколь­ко эссе об искус­стве, поли­ти­че­ских и фило­соф­ских размышлениях.

Вен­цом его писа­тель­ских уси­лий ста­ла пуб­ли­ка­ция «Еврей­ства в музы­ке». В этой бро­шю­ре Ваг­нер при­ни­жал роль и досто­ин­ство еврей­ско­го наро­да, оскорб­лял това­ри­щей по цеху семит­ско­го про­ис­хож­де­ния. Г. Гейне, Берн, Мен­дель­сон и даже Мей­ер­бер, кото­рым когда-то вос­хи­щал­ся Ваг­нер, тоже сде­ла­ли это.

Мате­ри­ал сви­де­тель­ству­ет о том, что со вре­ме­нем сфор­ми­ро­ва­лись наци­о­на­ли­сти­че­ские взгля­ды, в част­но­сти анти­се­мит­ские взгля­ды композитора.

Внимание: 

Сле­ду­ет отме­тить, что текст пуб­ли­ка­ции «Иуда­изм в музы­ке» до сих пор воз­му­ща­ет людей, а в 2012 году она была вклю­че­на в Феде­раль­ный спи­сок экс­тре­мист­ских мате­ри­а­лов Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Печать и рас­про­стра­не­ние в РФ запрещены. 

В нача­ле 1950‑х нача­лась рабо­та над опе­рой Ваг­не­ра «Коль­цо нибе­лун­гов». Рабо­та была дей­стви­тель­но огром­ной и тре­бо­ва­ла колос­саль­ных уси­лий и вре­ме­ни на разработку.

В кон­це деся­ти­ле­тия ком­по­зи­тор пре­рвал рабо­ту над сво­ей гран­ди­оз­ной опе­рой и воз­об­но­вил ком­по­зи­цию, рас­ска­зы­ва­ю­щую исто­рию Три­ста­на и Изольды.

Уильям Рихард Вагнер

Аль­берт, Йозеф Рихард Ваг­нер с дру­зья­ми и поклон­ни­ка­ми перед пре­мье­рой «Три­ста­на» в Мюн­хене, 1865 г 

В 1857–59 годах Ваг­нер путе­ше­ство­вал по Евро­пе. Он успел побы­вать в Вене­ции, затем вер­нул­ся в Париж. Но на этот раз его попыт­ки добить­ся извест­но­сти, сла­вы во Фран­ции не увен­ча­лись успе­хом. Но они при­нес­ли боль­шие потери.

В нача­ле 1960‑х ком­по­зи­то­ру раз­ре­ши­ли вер­нуть­ся в Гер­ма­нию. Неко­то­рое вре­мя он путе­ше­ство­вал по Евро­пе и высту­пал в каче­стве дири­же­ра. Одна­ко дол­ги сно­ва навис­ли над ним, как дамо­клов меч.

К 1962 году Ваг­нер поте­рял почти всех сво­их дру­зей. Кто-то пре­зи­рал его за поли­ти­че­ские взгля­ды и оскорб­ле­ние евре­ев, дру­гие не хоте­ли давать денег в долг, пото­му что он был хит­рым чело­ве­ком и не самым поря­доч­ным. В резуль­та­те ком­по­зи­тор вновь скрыл­ся от кре­ди­то­ров. На этот раз в Мариенфельде.

Уильям Рихард Вагнер

После неко­то­ро­го вре­ме­ни ски­та­ний музы­кант посе­лил­ся в Трибшене, где про­вел несколь­ко лет, рабо­тая на новых рабо­тах. Как чело­ве­ка Ваг­не­ра мно­гие пре­зи­ра­ли, никто не оспа­ри­вал его роль одно­го из вели­чай­ших ком­по­зи­то­ров Европы.

В 1876 году «Коль­цо Нибе­лун­гов» было нако­нец гото­во и уви­де­ло свет. Цикл откры­ва­ет­ся «Золо­тым Рейном».Во вто­рой опе­ре это­го цик­ла «Валь­ки­рии» разыг­ры­ва­ет­ся сце­на, став­шая визит­ной кар­точ­кой ком­по­зи­то­ра: «Полет валькирий».

Для поста­нов­ки опе­ры был постро­ен целый театр. И до пре­мье­ры «Коль­ца нибелунгов. 

Послу­шать Ring of the Nibelungs by Wagner — stavskaya.marhi на Яндекс.Музыке

Личная жизнь

На про­тя­же­нии всей сво­ей био­гра­фии Ваг­нер при­вя­зы­вал­ся ко мно­гим жен­щи­нам. Но самую глав­ную роль в его био­гра­фии сыг­ра­ли трое.

Пер­вая — Мин­на Плей­нер, эффект­ная актри­са. В 1836 году пара поже­ни­лась. Одна­ко ее семей­ную жизнь труд­но было назвать счаст­ли­вой. Жена была подав­ле­на ​​посто­ян­ны­ми пере­ез­да­ми и без­де­не­жьем. А когда в 1849 году Ваг­нер бежал из стра­ны под угро­зой аре­ста, их отно­ше­ния фак­ти­че­ски прекратились.

Уильям Рихард Вагнер

Пер­вая жена Ваг­не­ра Мин­на Планер 

В Цюри­хе ком­по­зи­тор позна­ко­мил­ся с Матиль­дой Везен­донк, кото­рая ста­ла его новой избран­ни­цей и музой. Одна­ко никто не может точ­но ска­зать, какие у них были отно­ше­ния, даже по про­ше­ствии мно­гих лет.

Уильям Рихард Вагнер

Рихард Ваг­нер игра­ет Матиль­ду Везендонк 

В нача­ле 1960‑х Ваг­нер позна­ко­мил­ся с Кози­мой, доче­рью Ферен­ца Листа. На тот момент она была заму­жем, но это не оста­но­ви­ло ком­по­зи­то­ра. Жен­щи­на и музы­кант жили тай­но, ста­ра­ясь не афи­ши­ро­вать свои отно­ше­ния. Но это было не так. Очень ско­ро стал изве­стен факт супру­же­ской неверности.

Уильям Рихард Вагнер

Ком­по­зи­тор с женой Кози­мой Ваг­нер и сыном Зигфридом 

Кози­ме уда­лось раз­ве­стись толь­ко в 70‑х годах Пара поже­ни­лась прак­ти­че­ски сра­зу. На тот момент у пары уже было трое детей: сын Зиг­ф­рид, а так­же доче­ри Изоль­да и Ева фон Бюлов (послед­няя была заре­ги­стри­ро­ва­на под име­нем тогдаш­ней закон­ной жены Козимы).

Смерть композитора

В кон­це жиз­ни музы­кант мно­го думал, гото­вил фило­соф­ские тру­ды и очер­ки об искус­стве. Завер­ша­ю­щим про­из­ве­де­ни­ем ста­ла опе­ра Ваг­не­ра «Пар­си­фаль», пре­крас­но отра­зив­шая душев­ное состо­я­ние ком­по­зи­то­ра и его внут­рен­ний мир на поро­ге смерти.

Слу­шать Wagner: Parsifal — Metropolitan Opera Orchestra на Яндекс.Музыке

В нача­ле 1980‑х у музы­кан­та воз­ник­ли серьез­ные про­бле­мы с серд­цем. Затем после­до­ва­ла серия сер­деч­ных при­сту­пов. Рихард Ваг­нер скон­чал­ся от сер­деч­но­го при­сту­па 13 фев­ра­ля 1883 года. Ком­по­зи­тор похо­ро­нен перед сво­ей вил­лой в Бай­рой­те (Гер­ма­ния), непо­да­ле­ку, 37 лет спу­стя похо­ро­не­на и его жена Кози­ма Вагнер.

Интересные факты

  • Твор­че­ская био­гра­фия Рихар­да Ваг­не­ра нача­лась при­мер­но в 20 лет. В то вре­мя ему пред­сто­я­ло создать свою первую зре­лую работу.
  • Музы­кант отли­чал­ся взрыв­ным харак­те­ром, он был очень вспыль­чи­вым человеком.
  • Ваг­нер был при­знан самым важ­ным и вли­я­тель­ным ком­по­зи­то­ром сво­е­го времени.
  • Несмот­ря на колос­саль­ную извест­ность в широ­ких кру­гах, денег у музы­кан­та почти нико­гда не было. Но дол­гов мно­го. Несколь­ко раз Ваг­нер ухо­дил в бега, что­бы рас­стать­ся с кредиторами.
  • Ком­по­зи­тор был ярым наци­о­на­ли­стом, осо­бен­но он не любил евре­ев, за что его мно­гие кри­ти­ко­ва­ли. Неко­то­рые даже пре­зи­ра­ли его.
  • Ваг­нер был люби­мым ком­по­зи­то­ром Гит­ле­ра. Его про­из­ве­де­ния ста­ли сим­во­лом нациз­ма и ста­ли проч­но ассо­ци­и­ро­вать­ся с ним. И это несмот­ря на то, что ком­по­зи­тор умер за несколь­ко лет до рож­де­ния немец­ко­го диктатора.
  • Музы­кант стал осно­во­по­лож­ни­ком новой тех­ни­ки созда­ния опе­ры.
    Изве­стен так­же как писа­тель, тео­ре­тик искус­ства, публицист.
  • Ваг­нер был очень суе­вер­ным человеком.
  • Все про­из­ве­де­ния писа­те­ля, так или ина­че, были осно­ва­ны на наци­о­наль­ной эпи­че­ской, гер­ман­ской мифо­ло­ги­че­ской тематике.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­шее: Рихард Ваг­нер — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Список всех произведений Рихарда Вагнера

Оперы

  • “Феи” (1833–1834)
  • «Запрет люб­ви» (1834–1836)
  • Риен­ци (1838–1840, пре­мье­ра 1842 г)
  • Стран­ству­ю­щий моряк («Лету­чий гол­лан­дец») (1840–1841, впер­вые испол­нен в 1843 г)
  • Тан­гей­зер (1843–1845, пре­мье­ра 1845 г)
  • Лоэн­грин (1845–1848, пре­мье­ра 1850 г)
  • Золо­то Рей­на (1852–1854, пре­мье­ра 1869 г)
  • “Валь­ки­рия” (1852–1856, пре­мье­ра – 1870)
  • “Три­стан и Изоль­да” (1857–1859, пре­мье­ра – 1865)
  • Нюрн­берг­ские мей­с­тер­зин­ге­ры (1861–1867, пер­вое испол­не­ние в 1868 г)
  • “Зиг­ф­рид” (1851–1871, пре­мье­ра – 1876)
  • Смерть богов (1848–1874, пре­мье­ра 1876 г)
  • «Пар­си­фаль» (1877–1882, пре­мье­ра 1882 г)

Симфонические и хоровые произведения

  • Увер­тю­ра си-бемоль мажор (1830).
  • Увер­тю­ра ре минор (1831).
  • Увер­тю­ра до минор (1830).
  • Увер­тю­ра к фуге (1831).
  • Увер­тю­ра «Поль­ша» (1832).
  • Сим­фо­ния до мажор (1833).
  • Сим­фо­ния ми мажор, 1‑я часть (1834).
  • Ново­год­няя кан­та­та для хора с оркест­ром (1834).
  • Увер­тю­ра «Хри­сто­фор Колумб» (1835).
  • «Гор­ный дух», музы­ка и вокаль­ные номе­ра к фее­рии Глей­ха (1836).
  • Увер­тю­ра «Пра­ви­ло Бри­та­нии» (1836 г).
  • Увер­тю­ра «Фауст» (1840).
  • «Брат­ская тра­пе­за апо­сто­лов» для муж­ско­го хора и оркест­ра (1843).
  • Кан­та­та на откры­тие памят­ни­ка коро­лю Фри­дри­ху-Авгу­сту (1843).
  • Похо­рон­ный марш памя­ти Вебе­ра (1844 г).
  • «Марш Хуль­ди­гун­ды» (1864).
  • «Зиг­ф­рид-идил­лия» (1870).
  • «Кай­зе­ров­ский марш» (1871).
  • Марш на Все­мир­ной выстав­ке в Фила­дель­фии (1876 г)

Произведения для фортепиано

  • Сона­ты: ре минор (1829), си-бемоль мажор (1831), ля мажор (1832), ми-мажор (1853).
  • Фан­та­зия фис-минор (1831).
  • Пес­ня без слов (1840)
  • Вальс «Цюрих­ская люби­мая» (1854).
  • Лист из аль­бо­ма соль мажор (1861).
  • Лист аль­бо­ма «У чер­ных лебе­дей» (1861).
  • Поло­нез для фор­те­пи­а­но в 4 руки ре мажор (1831).

Вокальные произведения, песни и романсы

  • Сце­на и ария (1832)
  • 7 пьес к «Фаусту» Гете (1832 г)
  • Кан­та­та к Ново­му году (1835)
  • «Рож­де­ствен­ская елка» (1838 г)
  • 3 роман­са на фран­цуз­ские тек­сты: «Спи, сынок», «Малыш» («Роза»),
  • «Ожи­да­ние» (1840)
  • «Два гре­на­дё­ра» (1840)
  • «Тор­же­ствен­ная пес­ня» для муж­ско­го хора (1843)
  • «Тра­пе­за апо­сто­лов» для муж­ско­го хора с оркест­ром (1843)
  • «При­вет­ствую коро­ля» для муж­ско­го хора а капел­ла (1844)
  • 5 песен на сти­хи Матиль­ды Везен­донк для жен­ско­го голо­са и фор­те­пи­а­но: «Ангел», «Сны», «Грусть», «Стой!», «В оран­же­рее» (1857–1858)

Литературные сочинения

  • «О сущ­но­сти немец­кой музыки”
  • «Артист и зритель”
  • “Рево­лю­ция”
  • «Доб­ро­де­тель­ный и артист”
  • «Палом­ни­че­ство к Бетховену”
  • «Искус­ство и революция”
  • «Обра­ще­ние к друзьям”
  • «Про­из­ве­де­ние искус­ства из буду­ще­го» («Про­из­ве­де­ние искус­ства из будущего”)
  • «Опе­ра и театр”
  • “Музы­ка будущего”
  • «О цели оперы”
  • «Об акте­рах и певцах”
  • «Иуда­изм в музыке”
  • «Ауди­то­рия и популярность”
  • «Обще­ствен­ность во вре­ме­ни и пространстве”
  • «О напи­са­нии сти­хов и музыки”
  • «Искус­ство и религия”
  • «Об адре­се”
  • «Бет­хо­вен”
  • «Вибе­лун­ги. Все­мир­ная исто­рия из легенды”
  • “Авто­био­гра­фия”
  • “Моя жизнь”

Рихард Ваг­нер – Сумер­ки Бога / Рихард Ваг­нер джин­ны и злодеи

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

16 − четыре =