Немецкий композитор, дирижер. Величайший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно в развитии оперного и симфонического жанров
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Лейпциг, Германия Дата рождения: 22 мая 1813 Умер: 13 февраля 1883 (д 69 лет) Знак зодиака: Близнецы Образование: Лейпцигский университет Женат: Козима Вагнер, Минна Планер Дети: Зигфрид Вагнер, Ева фон Бюлов, Изольда Вагнер Фото 1 из 10
Рихард Вагнер играет Матильду Везендонк
Первая жена Вагнера Минна Планер
Р. Вагнер в молодости
Композитор с женой Козимой Вагнер и сыном Зигфридом
Рихард Вагнер в молодости
Альберт, Йозеф Рихард Вагнер с друзьями и поклонниками перед премьерой «Тристана» в Мюнхене, 1865 г
- Рихард Вагнер — биография
- Детство и юность
- Творчество
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Интересные факты
- Слушать композиции
- Список всех произведений Рихарда Вагнера
- Оперы
- Симфонические и хоровые произведения
- Произведения для фортепиано
- Вокальные произведения, песни и романсы
- Литературные сочинения
Рихард Вагнер — биография
Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор XIX века, ведущий новатор, возродивший жанр оперы, дав ему вторую жизнь, изменив форму, фактуру и подход к созданию масштабных классических произведений. Еще одним направлением творчества известного композитора были симфонии.
Вклад Вагнера в музыку был и остается неоспоримым. Его произведения, масштабные, пронизанные патетическими мотивами, пользуются большой популярностью у современных музыкантов и режиссеров. Более того, многие приемы композитора стали классикой, которую перенимают новые поколения композиторов.
Несмотря на огромный вклад в искусство, Вагнер остается неоднозначной фигурой. Широко известно, что композитор придерживался жестких и националистических взглядов, был ярым антисемитом.
Он не стеснялся публично говорить о своих предпочтениях, оставив после себя достаточно солидное журналистское наследие. Сам Адольф Гитлер, большой поклонник творчества композитора, не преминул воспользоваться музыкой Вагнера, а также его представлениями о превосходстве немецкой нации.
Из-за антигуманных взглядов, политической позиции, а также, хотя и косвенно, но все же важной роли в развитии немецкого национал-социализма, антигуманного политического строя композитора многие не любят. А в Израиле его творчество и вовсе под негласным, но строгим запретом.
- Детство и юность
- Творчество
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Интересные данные
- Слушайте песни
- Список всех произведений Рихарда Вагнера
- оперы
- Симфонические и хоровые произведения
- Фортепианные произведения
- Вокальные произведения, песни и романсы
- Литературные произведения
Детство и юность
Будущий композитор Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Семья писателя была большой, сам он был младшим среди 5 сестер и 4 братьев.
Родители музыканта не имели никакого отношения к творчеству. Отец, Карл Фридрих Вагнер, занимался государственной деятельностью, служил в полиции. У деда была небольшая бюрократическая должность на таможне.
Мать Вагнера, Иоганна Розина, была дочерью простого мельника. Она не получила широкого систематического образования.
через 6 месяцев после рождения композитора умер отец семейства. Женщина осталась одна с 9 детьми и без денег. Полицейская пенсия покойного мужа едва покрывала основные потребности.
Р. Вагнер в молодости
Мать Вагнера ненадолго овдовела. Менее чем через несколько лет он женился во второй раз. Отчимом будущего композитора был Людвиг Гейер, который занимался актерским мастерством.
В 1828 году юноша поступил в школу Святого Николая, одно из крупнейших гуманитарных заведений Германии, а в 1830 году стал учеником школы Святого Фомы.
Уже в это время Вагнер стал культурным и ученым человеком. Он был знаком с классической немецкой литературой, любил оперу и симфоническую музыку. Его интересовали труды философов, его интересовали политические вопросы.
Примерно в то же время юноша захотел стать композитором. Молодой человек овладел азами письма. В этом ему помогал К. Вебер, частый гость в доме Вагнера. Однако формальных знаний и навыков ему по-прежнему не хватало.
Творчество
Чтобы компенсировать отсутствие подготовки, еще в школьные годы композитор начал заниматься гармонией у Кристиана Мюллера. Брал дополнительные занятия у дирижера церковного оркестра Т. Вейнлинга.
Произведения Вагнера вскоре принесли первые плоды. Молодой человек отличился незаурядными музыкальными способностями, и уже в 1831 году в Лейпциге было исполнено его первое произведение — увертюра си-бемоль мажор. Композиция не дошла до наших дней, она безвозвратно утеряна.
Рихард Вагнер в молодости
В том же году Рихард Вагнер поступил в Лейпцигский университет. В студенческие годы юноша изучал письмо, теорию музыки. В то же время, когда он посещал лекции по философии, он заинтересовался политическими идеями.
Именно здесь формировались его взгляды, которые в дальнейшем стали препятствием для оценки личности и деятельности знаменитого композитора.
Занимаясь гуманитарными науками, Вагнер не забывал и о музыке. Он быстро прогрессировал, раскрывая свои таланты, и уже в 1832 году родилась его симфония до мажор. Менее чем через год пьеса была поставлена в его родном Лейпциге.
симфония до мажор
В середине 1930‑х карьера Вагнера была на подъеме. По предложению старшего брата композитор устроился в Вюрцбургский театр, где работал репетитором. В то же время композитор работал над новым произведением — оперой «Хадас», которая, однако, не получила широкой популярности в первые годы своего существования. В производство его не приняли.
В это же время Р. Вагнер опубликовал первую в своей творческой деятельности статью по теме и теории немецкой музыки.
В 1834 году композитор переехал в Магдебург, где было больше возможностей. Не для чего было жить. Однако Вагнер не собирался уходить в отставку. Чтобы хоть как-то утвердиться на новом месте, он влез в долги.
Автор подготовил две работы. Опера «Запретная любовь» и увертюра «Правь, Британия!». Но ставка не сработала: композитор был никому не нужен, и его новый творческий поиск не удался.
Слушай, правь Британией! — Ансамбль Дэвида Мура на Яндекс.Музыке
Разочарование в работе, а также большие долги вынудили Вагнера бежать из Магдебурга. Некоторое время он скрывался в доме своей старшей сестры. Затем начался период скитаний, который длился несколько лет.
В 1838 году композитор переехал в Ригу. Здесь он пытался найти свое место в театре. Однако ядовитая атмосфера и бесконечная интрига сцены заставляли его напирать.
Из Риги Вагнер отправился в Лондон, а оттуда в Париж, где поселился на 2 полных года. Несмотря на финансовые трудности, именно во Франции композитор добился первых серьезных успехов.
Полезные знакомства сыграли важную роль в его продвижении. Вагнер установил связи с важными и авторитетными музыкантами, среди которых было много немецких эмигрантов, в том числе Д. Мейербер и др.
В Париже писатель имел честь познакомиться с Эктором Берлиозом. За время жизни за пределами Германии Вагнер написал увертюру к «Фаусту» и часть оперы «Летучий голландец», а также несколько новых произведений.
Слушать Wagner: Faust Overture – Bamberger Symphoniker на Яндекс.Музыке
Незадолго до этого композитор завершил работу над большой оперой «Риенци». Он возлагал большие надежды на свое новое детище, вкладывая в него много времени и сил.
На этот раз судьба была благосклонна к писателю. В 1841 году Рихард Вагнер узнал, что его опера принята к постановке в Дрездене.
Приехав в город, композитор столкнулся с рядом трудностей. Несмотря на формальное согласие, никто не горел желанием ставить свою работу на сцене.
Партитура к опере была слишком необычна и странно составлена, что не понравилось музыкантам. Режиссёров не устроила сама фактура мелодии. Им показалось, что фрагменты оперы слишком длинные.
Артисты не хотели готовить костюмы. А те, кто отвечал за финансирование постановки, не хотели вкладываться в творчество мало нужного и практически никому не известного композитора.
Несмотря на это, Вагнер не сдавался. Ценой огромных усилий ему удалось добиться постановки оперы на дрезденской сцене. Премьера состоялась 20 октября 1841 года. «Риенци» произвел фурор.
Слушать Wagner: Rienzi, WWV 49 – Overture – Vienna Philharmonic на Яндекс.Музыке
Закрепить свой триумф писатель смог в 1843 году, когда на сцене была поставлена его опера «Летучий голландец». Она продержалась всего несколько выступлений. Однако две крупные работы принесли Вагнеру невероятную известность.
Слушайте Der fliegende Hollander (The Flying Dutchman) Рихарда Вагнера на Яндекс.Музыке
В какой-то момент малоизвестный композитор стал музыкальной иконой своего времени. Вагнер получил должность придворного дирижера, что было большим достижением.
Широкая популярность не прошла даром. Активизировались старые кредиторы, от которых Вагнер бежал годами. Однако материальное положение учителя позволило ему распрощаться с финансовыми обязательствами и вернуться к нормальной жизни.
Получив должность дирижера придворного оркестра, композитор начал активную реформаторскую деятельность. Он пытался модернизировать как подход к производительности, так и организационные аспекты. Он пытался улучшить жизнь своих подчиненных.
Его независимость вызвала большое недовольство среди высших чиновников. А когда Вагнер стал публично выступать на политические темы, его уволили.
Это никак не отразилось на положении и статусе великого композитора и любимца миллионов слушателей. Оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Риенци» шли по всей Германии. Так продолжалось до начала 1849 года.
Слушайте Tannhauser – Wagner – Richard Wagner на Яндекс.Музыке
Весной произошло Дрезденское восстание, одно из событий революции в Саксонии. Вагнера подозревали в связях с протестующими радикалами. Через знакомых учитель узнал, что власти уже подготовили ордер на его арест. Композитор спешно покинул Германию и переехал в Цюрих.
Находясь в вынужденной ссылке, Рихард Вагнер взял перерыв и активно не писал. Он разработал новый подход к созданию опер, собственную концепцию творчества.
Параллельно композитор занимался журналистикой. Из-под его пера вышло несколько эссе об искусстве, политических и философских размышлениях.
Венцом его писательских усилий стала публикация «Еврейства в музыке». В этой брошюре Вагнер принижал роль и достоинство еврейского народа, оскорблял товарищей по цеху семитского происхождения. Г. Гейне, Берн, Мендельсон и даже Мейербер, которым когда-то восхищался Вагнер, тоже сделали это.
Материал свидетельствует о том, что со временем сформировались националистические взгляды, в частности антисемитские взгляды композитора.
Внимание:
Следует отметить, что текст публикации «Иудаизм в музыке» до сих пор возмущает людей, а в 2012 году она была включена в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Печать и распространение в РФ запрещены.
В начале 1950‑х началась работа над оперой Вагнера «Кольцо нибелунгов». Работа была действительно огромной и требовала колоссальных усилий и времени на разработку.
В конце десятилетия композитор прервал работу над своей грандиозной оперой и возобновил композицию, рассказывающую историю Тристана и Изольды.
Альберт, Йозеф Рихард Вагнер с друзьями и поклонниками перед премьерой «Тристана» в Мюнхене, 1865 г
В 1857–59 годах Вагнер путешествовал по Европе. Он успел побывать в Венеции, затем вернулся в Париж. Но на этот раз его попытки добиться известности, славы во Франции не увенчались успехом. Но они принесли большие потери.
В начале 1960‑х композитору разрешили вернуться в Германию. Некоторое время он путешествовал по Европе и выступал в качестве дирижера. Однако долги снова нависли над ним, как дамоклов меч.
К 1962 году Вагнер потерял почти всех своих друзей. Кто-то презирал его за политические взгляды и оскорбление евреев, другие не хотели давать денег в долг, потому что он был хитрым человеком и не самым порядочным. В результате композитор вновь скрылся от кредиторов. На этот раз в Мариенфельде.
После некоторого времени скитаний музыкант поселился в Трибшене, где провел несколько лет, работая на новых работах. Как человека Вагнера многие презирали, никто не оспаривал его роль одного из величайших композиторов Европы.
В 1876 году «Кольцо Нибелунгов» было наконец готово и увидело свет. Цикл открывается «Золотым Рейном».Во второй опере этого цикла «Валькирии» разыгрывается сцена, ставшая визитной карточкой композитора: «Полет валькирий».
Для постановки оперы был построен целый театр. И до премьеры «Кольца нибелунгов.
Послушать Ring of the Nibelungs by Wagner — stavskaya.marhi на Яндекс.Музыке
Личная жизнь
На протяжении всей своей биографии Вагнер привязывался ко многим женщинам. Но самую главную роль в его биографии сыграли трое.
Первая — Минна Плейнер, эффектная актриса. В 1836 году пара поженилась. Однако ее семейную жизнь трудно было назвать счастливой. Жена была подавлена постоянными переездами и безденежьем. А когда в 1849 году Вагнер бежал из страны под угрозой ареста, их отношения фактически прекратились.
Первая жена Вагнера Минна Планер
В Цюрихе композитор познакомился с Матильдой Везендонк, которая стала его новой избранницей и музой. Однако никто не может точно сказать, какие у них были отношения, даже по прошествии многих лет.
Рихард Вагнер играет Матильду Везендонк
В начале 1960‑х Вагнер познакомился с Козимой, дочерью Ференца Листа. На тот момент она была замужем, но это не остановило композитора. Женщина и музыкант жили тайно, стараясь не афишировать свои отношения. Но это было не так. Очень скоро стал известен факт супружеской неверности.
Композитор с женой Козимой Вагнер и сыном Зигфридом
Козиме удалось развестись только в 70‑х годах Пара поженилась практически сразу. На тот момент у пары уже было трое детей: сын Зигфрид, а также дочери Изольда и Ева фон Бюлов (последняя была зарегистрирована под именем тогдашней законной жены Козимы).
Смерть композитора
В конце жизни музыкант много думал, готовил философские труды и очерки об искусстве. Завершающим произведением стала опера Вагнера «Парсифаль», прекрасно отразившая душевное состояние композитора и его внутренний мир на пороге смерти.
Слушать Wagner: Parsifal — Metropolitan Opera Orchestra на Яндекс.Музыке
В начале 1980‑х у музыканта возникли серьезные проблемы с сердцем. Затем последовала серия сердечных приступов. Рихард Вагнер скончался от сердечного приступа 13 февраля 1883 года. Композитор похоронен перед своей виллой в Байройте (Германия), неподалеку, 37 лет спустя похоронена и его жена Козима Вагнер.
Интересные факты
- Творческая биография Рихарда Вагнера началась примерно в 20 лет. В то время ему предстояло создать свою первую зрелую работу.
- Музыкант отличался взрывным характером, он был очень вспыльчивым человеком.
- Вагнер был признан самым важным и влиятельным композитором своего времени.
- Несмотря на колоссальную известность в широких кругах, денег у музыканта почти никогда не было. Но долгов много. Несколько раз Вагнер уходил в бега, чтобы расстаться с кредиторами.
- Композитор был ярым националистом, особенно он не любил евреев, за что его многие критиковали. Некоторые даже презирали его.
- Вагнер был любимым композитором Гитлера. Его произведения стали символом нацизма и стали прочно ассоциироваться с ним. И это несмотря на то, что композитор умер за несколько лет до рождения немецкого диктатора.
- Музыкант стал основоположником новой техники создания оперы.
Известен также как писатель, теоретик искусства, публицист. - Вагнер был очень суеверным человеком.
- Все произведения писателя, так или иначе, были основаны на национальной эпической, германской мифологической тематике.
Слушать композиции
Слушайте лучшее: Рихард Вагнер — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Список всех произведений Рихарда Вагнера
Оперы
- “Феи” (1833–1834)
- «Запрет любви» (1834–1836)
- Риенци (1838–1840, премьера 1842 г)
- Странствующий моряк («Летучий голландец») (1840–1841, впервые исполнен в 1843 г)
- Тангейзер (1843–1845, премьера 1845 г)
- Лоэнгрин (1845–1848, премьера 1850 г)
- Золото Рейна (1852–1854, премьера 1869 г)
- “Валькирия” (1852–1856, премьера – 1870)
- “Тристан и Изольда” (1857–1859, премьера – 1865)
- Нюрнбергские мейстерзингеры (1861–1867, первое исполнение в 1868 г)
- “Зигфрид” (1851–1871, премьера – 1876)
- Смерть богов (1848–1874, премьера 1876 г)
- «Парсифаль» (1877–1882, премьера 1882 г)
Симфонические и хоровые произведения
- Увертюра си-бемоль мажор (1830).
- Увертюра ре минор (1831).
- Увертюра до минор (1830).
- Увертюра к фуге (1831).
- Увертюра «Польша» (1832).
- Симфония до мажор (1833).
- Симфония ми мажор, 1‑я часть (1834).
- Новогодняя кантата для хора с оркестром (1834).
- Увертюра «Христофор Колумб» (1835).
- «Горный дух», музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836).
- Увертюра «Правило Британии» (1836 г).
- Увертюра «Фауст» (1840).
- «Братская трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843).
- Кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843).
- Похоронный марш памяти Вебера (1844 г).
- «Марш Хульдигунды» (1864).
- «Зигфрид-идиллия» (1870).
- «Кайзеровский марш» (1871).
- Марш на Всемирной выставке в Филадельфии (1876 г)
Произведения для фортепиано
- Сонаты: ре минор (1829), си-бемоль мажор (1831), ля мажор (1832), ми-мажор (1853).
- Фантазия фис-минор (1831).
- Песня без слов (1840)
- Вальс «Цюрихская любимая» (1854).
- Лист из альбома соль мажор (1861).
- Лист альбома «У черных лебедей» (1861).
- Полонез для фортепиано в 4 руки ре мажор (1831).
Вокальные произведения, песни и романсы
- Сцена и ария (1832)
- 7 пьес к «Фаусту» Гете (1832 г)
- Кантата к Новому году (1835)
- «Рождественская елка» (1838 г)
- 3 романса на французские тексты: «Спи, сынок», «Малыш» («Роза»),
- «Ожидание» (1840)
- «Два гренадёра» (1840)
- «Торжественная песня» для мужского хора (1843)
- «Трапеза апостолов» для мужского хора с оркестром (1843)
- «Приветствую короля» для мужского хора а капелла (1844)
- 5 песен на стихи Матильды Везендонк для женского голоса и фортепиано: «Ангел», «Сны», «Грусть», «Стой!», «В оранжерее» (1857–1858)
Литературные сочинения
- «О сущности немецкой музыки”
- «Артист и зритель”
- “Революция”
- «Добродетельный и артист”
- «Паломничество к Бетховену”
- «Искусство и революция”
- «Обращение к друзьям”
- «Произведение искусства из будущего» («Произведение искусства из будущего”)
- «Опера и театр”
- “Музыка будущего”
- «О цели оперы”
- «Об актерах и певцах”
- «Иудаизм в музыке”
- «Аудитория и популярность”
- «Общественность во времени и пространстве”
- «О написании стихов и музыки”
- «Искусство и религия”
- «Об адресе”
- «Бетховен”
- «Вибелунги. Всемирная история из легенды”
- “Автобиография”
- “Моя жизнь”
Рихард Вагнер – Сумерки Бога / Рихард Вагнер джинны и злодеи